Критики, в том числе и российские, называют группу «Щастя» «местным ответом Pixies». Фронтмен команды Дима Остроушко скромничает: «Мы играем инди. Но внутри инди столько стилей, элементы которых мы используем, что можно запутаться. Но ближе других — пост-панк, панк, нойз и шугейзинг».
Известна теория о том, что музыка является средством общения людей через выражение чувств. С философской точки зрения, музыка рассматривается как самодостаточный феномен эстетического взаимодействия человека с миром. Об этом, а также о других предназначениях музыкального творчества группы "Щастя" на этих страница.

> Гурт "Щастя" > Преса

 

Фото
Історія
Новини
Преса
Рецензіі
 

Преса

Трохи щастя за 1500 доларів
АРТ-КЛУБ "44"
Грустное добро
"ЩАСТЯ" Є... ЙЕ, ЙЕ!
Чи ти вже думаєш про..?
Концерт груп "Щастя" і "Годо" у Ляльці
"Щастя" есть, его не может не быть!
Соліст групи "Щастя" з офіційним візитом відвідав Чернівецьке представництво групи "БТ"
?PIENSAS YA EL AMOR?
Группа "Щастя" выпустит альбом на Северном полюсе?
Шум счастья
Смурне "Щастя"

"Щастя" есть, его не может не быть!

Новичкам везёт. Просто они осознают, что это везение лишь спустя некоторое время, а поначалу им кажется, что так будет всегда. Подобная история случилась и со мной. Полтора года назад, на заре работы в качестве корреспондента Rockmusic.ru на Украине, я бомбила письмами с предложением о сотрудничестве группы, координаты которых удалось найти в сети. Одним из первых пришел ответ от киевской команды, со странным для рокеров названием "Щастя" ("Счастье"). Тогда я и не подозревала, о том, что это фирменная инди-группа, которая по праву входит в Тор 10 украинских альтернативных команд.

Из переписки с Дмитрием Остроушко, фронтменом коллектива, стало известно, что стиль, в котором играет "Щастя" однозначно определить сложно, и что "безошибочно можно сказать, что это - инди. Но внутри инди столько стилей, элементы которых мы используем, что можно запутаться. В первую очередь это пост-панк, панк, нойз, шугейзинг, и много другого". Вскоре после виртуальных посланий Дима прислал и диск с демо-записью первого альбома группы. Содержание пластинки с одной стороны понравилось - действительно интересная гитарная музыка, нетривиальные тексты, "рваная" структура песен, при этом всё звучит по-эстетски, утончённо и профессионально. С другой стороны "ничего особенного", ведь я предполагала (совершенно безосновательно, как показала практика), что со дня на день меня завалят демками с такой же оригинальной и качественной музыкой. Дело в том, что, пребывая в плену иллюзии по поводу святости андеграунда, я была уверена, что абсолютно вся низкопробная попса перекочевала на экраны телевизоров и в радиоэфиры, а, следовательно, в андеграунде вся музыка честная и настоящая. Поэтому то, что музыка "Щастя" именно такой и была, честной и настоящей, воспринималось как нечто само собой разумеющееся.

Естественно, к сегодняшнему дню от мифа о святости андеграунда осталось пустое место. А вот группа "Щастя" не дала поводов к разочарованию. Сейчас это одна из немногих команд на пост-советском пространстве, которая разрабатывает пласт инди-рока, но самое главное то, что у ребят это здорово получается. "Щастя" можно окрестить "украинским ответом "Pixies". Для знатоков альтернативы - это исчерпывающая информация. Ну а подробней о самой группе и её музыке можно узнать из интервью с Дмитрием Остроушко. Е

сли вести отсчет от группы "Blabba", то вы на сцене уже десять лет...

В этом году уже одиннадцать будет.

Ну вот. И все эти годы вы как были в андеграунде, так в нём и пребываете, и знаете о том, что в этом движении происходит не понаслышке. Расскажи, пожалуйста, как выглядела киевская андеграудная сцена десять лет назад, и что она представляет из себя сейчас?

На самом деле, очень ярким периодом для киевской андеграундной сцены был в конце 80-х - начале 90-х, и это все знают. Появление группы"Blabba" совпало с её закатом. Как раз когда мы начали играть в киевских клубах, все самые интересные группы уже сворачивались. А в период нашего существования, все ушли в полный андеграунд и сидели по своим норам, в общем-то, мало кто кого знал. Были люди, которые ходили по клубам, интересовались такой музыкой - они знали клубные группы. Например, нашу. Очень популярной была группа "Vinipuz Mob", она, и сейчас существует, была группа "So"... Такие вот группы были. А как развивалась эта музыка мне даже сложно сказать. Клубное движение было весьма пассивным. Мы просто жили, и дожили до сегодняшнего дня. Сейчас какая-то активизация происходит. Раньше в Киеве было всего два клуба, в которых регулярно проводились рок-концерты, а сейчас их больше, и групп больше. Соответственно больше возможностей выступать, и больше людей которые делают не вторичный продукт. То есть делают свою музыку, а не сдирают с чего-то там увиденного по MTV. По-моему сейчас интересней стало.

У "Blabba" в 1997 году случился тур по Франции. Как вас туда занесло, что это были за концерты, на каких площадках?

Это было не совсем честное появление во Франции, такой админ-ресурс... На самом деле у меня есть друзья во Франции, и это они организовали нам тур. Правда, по собственной воле, а не потому, что я их просил. Хорошо было, нам, конечно, понравилось. И первые записи у нас появились именно там. В то время в Киеве было нереально даже мечтать о студии, а во Франции мы поиграли немножко, заработали денег, записались. Немного научились работать в студии... К тому же там у нас была хорошая репетиционная база, хороший аппарат, ежедневные репетиции. А когда вернулись домой, где-то месяцев девять были без репетиционной базы. И нам хватало того, что мы хорошо отрепетировали во Франции, чтобы выступать без репетиций на концертах здесь.

А французские рок-группы вам довелось услышать? Интересно, как там обстоят дела с рок-сценой, потому что к нам доходит в основном американская и английская музыка, а Франции на международном рынке практически не видно...

Да, мы слышали французские группы и играли с ними. Ситуация, кстати, очень похожа на нашу: хороших групп хватает, в каждом городе они есть, а выбиться, попасть на вершину, очень сложно. Коллективов, которые добиваются контракта с лейблом - не так много. Мы выступали с интересными французскими командами, но все они тоже были локального характера.

А то, что на международном рынке мало французской музыки, мне кажется, оправданно. Потому что их музыка очень специфична, и она может по-настоящему нравиться только французам. То есть они, иногда в ущерб музыке, ставят на первое место идею или какие-то тексты. В общем-то, у каждого народа есть своя культура и своя эстетика. И вот как раз эстетика французов обуславливает достаточно определенные формы для рок-музыки. На мой взгляд, мало групп из тех, что я слышал во Франции, были бы реально пригодны для того, чтобы быть признанными во всём мире. Потому что французы любят лёгкость, изящность, уклон в иронию, юмор. По крайней мере, это точно соответствует их эстетике и вкусам. Но это не обязательно нравится всем, и я не уверен в том, что это может соответствовать эстетике, например, американцев.

Сейчас многие группы пытаются воспроизводить звучание рока 60-х 70-х, и волну этого ривайвла возглавляет группа "The White Stripes". Собственно, "Щастя" тоже можно отнести к таким группам, только играть вы начали раньше, чем появилась мода, и тупой эксплуатацией модной темы вашу музыку никак назвать нельзя. Есть ли группы появившиеся на этой волне, которые тебе интересны, симпатичны?

Знаешь, дело в том, что я сам очень люблю музыку конца 60-х, 70-х годов, начала 80-х. Поэтому даже если группа просто эксплуатирует эту модную тенденцию, всё равно подспудно она мне будет симпатична. Та же группа "The White Stripes", "INTERPOL", или "The Hives" например. Они мне действительно нравятся, и я их с удовольствием слушаю. А вот "Strokes" показались вторичными. Их много рекламировали, но в итоге их музыка меня разочаровала. Но здесь есть такая вещь интересная, я как раз читал интервью с "Yeah Yeah Yes", и они сказали, что, гаражная музыка в Нью-Йорке не пропадала никогда и никуда не девалась. Просто продюсеры и шоу-индустрия придумывают моду на какие-то течения. И потихонечку выдёргивают эти течения из андеграунда. То есть гаражный рок в Нью-Йорке играли в 60-х годах, 70-х, 80-х, 90-х, и продолжают играть в 2000-х. А сейчас вот вспомнили, что есть такая музыка и сделали на неё моду. Завтра вспомнят хэви металл, хард-н-хэви 80-х годов, или что-нибудь ещё...

На самом деле мода на хэви металл и хард-н-хэви уже вернулась...

Я утрирую на самом деле, просто говорю о том, что здесь ничего особенного нет. Это просто музыка, которая существует параллельно всему, на которую сделали моду и на этой моде сделали деньги. Ну, это нормально. А поскольку у нас всё вообще параллельно идёт, и даже самый что ни на есть шоу-бизнес идёт параллельно, то эта мода нас не касается. Мы как играли эту музыку, так и играем. Просто, потому что нам это нравится, и какие-то модные тенденции на это не влияют.

В музыке "Щастя" намешано много разных стилей, но нельзя отрицать влияние панк-рока. Кроме того, мне кажется, панка больше не в музыке, а в текстах. В них отражается панк на уровне мировосприятия. Именно это, в принципе, и является панком, а не все эти плакатные лозунги типа "Fight Rebel and Riot". Тем не менее, вы активно открещиваетесь от определения "панк-группа"... Вообще, вам близка идеология панк-рока?

Ну, мы не то чтобы открещиваемся от названия "панк-группа", потому что действительно в нашей музыке очень много элементов панка. Просто мы не играем собственно панк-рок. И человек, который в какой-то газете прочитает о нашей группе, что мы играем панк-рок, и придет на наш концерт, никогда нас не слышав, будет разочарован. Потому что у нас есть песни, которые можно назвать панком, а есть песни совершенно лирические, которые точно не подпадают под определение панка. Это скорее уточнение такое. Нас можно назвать инди-группой. Мы точно играем инди конца 80-х годов начала 90-х, именно в то время такая музыка была очень актуальна на Западе.

А что касается собственно идеологии панк-рока, то на сегодняшний день её не существует. Потому что то, что сегодня называется панк-роком, вообще никакого отношения к панку не имеет. Это, как ты говорила, эксплуатация модной идеи. А вот идеология панк-рока 70-х годов - то это бунт, протест. Идеология панк-рока конца 60-х годов - это немножко другое. Например, группу "Velvet Underground" иногда называют панк-роком, хотя в музыкальном плане отношение к панку она имеет очень относительное. Но там была придумана своя эстетика. Это были люди эстетствующие, которые заморачивались по своим фишкам.

В одном репорте я группу "Щастя" так и описала: "эстетствующие панки"...

Наверное, вот так про нас можно сказать. То есть с идеологией панка 60-х годов мы совпадаем. А в 70-х был протест против всего. И сегодня, по прошествии 30-ти лет это может показаться глупым и наивным, потому что понятно что не всё против чего протестовали, вообще заслуживает протеста. На самом деле я просто люблю эту музыку, а идеология имеет второстепенное значение. Я даже знаю английский язык, но не обязательно вникаю в тексты песен.

На Украине инди-рок практически никто не играет, и даже группы, которые вдохновляют и влияют на "Щастя" гораздо менее известны, чем те же "Nirvana" и "Red Hot Chilly Peppers". Поэтому отсутствует сцена, и отсутствуют слушатели, которые готовы воспринимать такую музыку. Тем более вы часто играете на сборных концертах вперемешку с совершенно разными группами. Не возникает проблем с восприятием вашей музыки?

Мне кажется, у нас проблем с этим нет. Проблема в том, что действительно люди мало знают независимую музыку, поэтому они могут быть неподготовленными. Но когда они попадают на концерт, то на концерте же самое главное - рок-н-ролл и честность. Поэтому если музыканты работают, всё делается честно и качественно, их прёт самих, то и публику тоже будет переть. У нас любимая группа "Pixies", и мало кто её знает, значительно больше людей знают группу "Red Hot Chilly Peppers". Но это не отменяет того, что музыка в стиле "Pixies" может понравиться людям, если они "Pixies" не знают.

Как тебе удаётся быть совершенно цивильным человеком, ходить на цивильную работу, не вести рок-н-ролльный образ жизни в духе "секс-наркотики-рок-н-ролл", и при этом писать 100% рок-н-ролльные песни. Да и на сцене ты выглядишь как рыба в воде.

Ну работа - это для того, чтоб заработать денег... А рок-н-ролльный стиль жизни - это не обязательно "секс-наркотики-рок-н-ролл". Это собственно рок-н-ролл должен быть. Такая музыка она уже формирует человека, и как-то определяет сознание. Поэтому не обязательно наркоманом быть. И к наркотикам у нас точно отрицательное отношение. К сексу - точно положительное. Просто работа - это для того, чтобы обеспечить себе существование. А настоящая жизнь она начинается как раз тогда, когда у меня в руках появляется гитара.

Музыкальный критик Александр Евтушенко в одной своей статье на тему "как все плохо" в качестве примера привел группу "Щастя": мол, такая фирменная группа и у неё местечковая слава. Такое положение дел вас напрягает?

Да нет, я спокойно отношусь к этому. Мы же сами виноваты в этом. Группы, которые стремятся к славе, они делают что-то для этого, и тому есть масса примеров. Просто в моём окружении есть люди, которых я знал в то время, когда они были неизвестными, а сейчас они уже ходят в статусе звёзд. Потому что они к этому стремятся, они работают на это. А мы всегда расслаблялись, мы занимались своей музыкой, и особо никаких усилий не прилагали, для того чтобы прославиться. Хотя никто, наверное, от этого не отказался бы. Просто мы ленивые...

У "Щастя" уже записан первый альбом. Какой материал в него вошёл?

Еще во времена группы "Blabba" начали появляться песни на украинском языке, и когда их накопилось достаточно для целой программы, тогда уже появилось название "Щастя". Собственно в первый альбом и вошли все те песни, которые составили первую украиноязычную программу. "Blabba" была англоязычная, а музыка была более развлекательной, гоцальной. Там было больше бодрых, веселых песен. А в те вещи, что написаны на украинском языке я начал вкладывать больше смысла, они стали немножко серьезней, более взрослыми.

И чем закончился год переговоров с лейблами? Ты связывался не только с украинскими лейблами, как они реагировали?

Я искал лейблы здесь, в Киеве, в Москве, и попробовал Польшу. В Киеве были лейблы, которые заинтересовались, но они не предлагали нормальных условий. В Москву я сам не ездил, но у меня есть хорошие друзья, которые предлагали там альбом. И, в общем-то, все они говорили о неком кризисе в издательском деле в Москве, о том, что большинство рекордингов вообще отказываются сейчас выпускать что-то новое. Отказываются потому, что почувствовали, что их затраты не возвращаются, и с новой музыкой большинство издателей просто временят. По крайней мере, мне так рассказывали. На самом деле я еще не оставил надежды выпустить альбом, например, на московском лейбле, но я понял, что это всё не настолько радужно, насколько мне представлялось. В Польше есть много независимых лейблов, и я пытался найти те, которые интересуются украинской музыкой. В принципе как-то пассивно всё происходило, особых ответов я не получал. А пришел ответ от одного рекординга, который выпускает в Польше исключительно украинскую музыку. Но там прикол получился в том, что задача этого лейбла - показать, что существует другая музыка, не такая как существует на Западе. И в этом смысле мы для них оказались неформатом. Они послушали, и сказали: "Ребята, ну нам нравится ваша музыка, но выпускать мы ее не будем по одной простой причине: вы звучите слишком по-западному, и такие группы в принципе можно найти, а нам хочется чего-то особенного, того, чего на Западе не найдешь".

В общем, отвесили комплимент, а выпускать не стали.

Да, то есть для группы, которая сидит вот здесь, в бывшем совке, где все закрыто, изолировано и так далее - это комплимент. А если в общем посмотреть, тогда может быть это и не комплимент. То есть получается, что мы обычная себе западная инди-группа, ничего особенного...

Насколько я знаю, вы всё-таки решили напечатать DIY тираж своего альбома. Для украинской группы такое решение - большая редкость. Несмотря на то, что предпосылок для развития DIY движения больше, чем достаточно, его почему-то на Украине нет совсем. А в той же России, где уже есть масса независимых лейблов, "сделай сам" - движение довольно популярно, оно существует параллельно шоу-бизнесу. Многие российские группы, которые сейчас выпускают альбомы на лейблах, начинали с DIY, и благодаря этому развивались. Ну а украинские группы игнорируют эту практику, и тем самым себя хоронят. Тебе так не кажется?

Кажется... Но тут трудно сказать, дело в том, что DIY здесь, в общем-то, существует, но он такой, кустарный. Я сам сейчас думаю о DIY, но это уже как крайняя мера. На самом деле я бы хотел выпустить альбом на каком-то лейбле и пусть бы лейбл этим и занимался. У меня просто другие причины, я не хочу сам заниматься печатью альбома, его распространением и так далее. И сейчас я понял, что если это не является нереальным, то, по крайней мере, это очень трудно. Это ещё не окончательное решение, но, скорее всего, мы сами напечатаем альбом, и сами будем его продавать. Просто это такая жизненная необходимость.

Проблема ещё в том, что на Украине к DIY относятся как к способу для лузеров, последних неудачников. Я с этим сталкиваюсь постоянно, заполучить DIY диск на рецензию нереально. Потому что музыканты этого очень стесняются, считают себя ущербными, раз их не подписал лейбл... Хотя в данных условиях, да и в любых условиях DIY - отличная альтернатива недоразвитому и кривому шоу-бизнесу.

Многие группы действительно думают, что DIY - это не совсем хорошо, но здесь причина в проблемах с качеством записи. Потому что мы-то DIY-группа, но мы записали альбом в хороших киевских студиях, в хорошем качестве, и потратили немалое количество денег на это. И эту запись не стыдно показывать. Хорошо, что у меня нормальная зарплата. Но многие группы не имеют возможности нормально записаться. И то, как они записываются в домашних условиях, я бы, например, тоже стеснялся показывать. Я знаю действительно хорошие группы, которые и записали и продают диски таким способом. Те же "Фактично Самі", которые нигде не выпустились - у них можно заказывать все альбомы на болваночках, слушать их и получать удовольствие. И там всё очень добротно записано. Я просто в своём мире живу, и мне трудно рассказывать о других. Всё что я могу сказать по этому поводу - это то, что DIY есть, но он очень кустарный.

Чем собираетесь заниматься в ближайшее время? Говорят, уже готов материал для второго альбома...

Материал для второго альбома готов не полностью, а процентов на семьдесят. При наличии возможности, мы бы могли уже сейчас начинать записываться, и в ходе работы он бы уже доделывался. Ну а планы собственно - выпустить первый альбом. Сейчас мы реально думаем, где бы найти денег, чтобы напечатать его самим или всё-таки найти лейбл, который хотел бы нас выпустить. И концерты. Через неделю будет наш первый сольный концерт за последние два года, потом запланирован ещё один - в другом клубе. Дело в том, что в последнее время мы сосредоточились на фестивалях, и совсем запустили наши клубные концерты, теперь будем навёрстывать. Есть ещё два предложения клубных выступлений, это совместные проекты с львовской группой "Годо", и с киевским художником Геной Гутгарцом. В общем, планы такие - выпустить альбом и концертировать.




 

Преса

Концерт груп "Щастя" і "Годо" у Ляльці
Незалежним журналістам сайту ROCK.LVIV.UA вдалось побувати на непоганому концерті. Виступала київська (і..
Чи ти вже думаєш про..?
Інтерв'ю з приводу презентації дебютного альбому ?PIENSAS YA EL AMOR?Про Щастя ми згадували вже неодноразово...
"Щастя" есть, его не может не быть!
Новичкам везёт. Просто они осознают, что это везение лишь спустя некоторое время, а поначалу им кажется, что..
"ЩАСТЯ" Є... ЙЕ, ЙЕ!
Інтерв'ю з Дмитром ОстроушкомДмитро Остроушко: Привіт, а як ти думаєш?А: Ха-ха! Думаю, дуже добре. Ти кажеш,..
Смурне "Щастя"
Якщо усі ми дуже напружимось і спробуємо згадати повноцінні клубні концерти гурту Щастя за останні 2 роки, то..
Шум счастья
Вадим КуліковНесмотря на нестабильную ситуацию в восточных странах и растущие цены на недвижимость, в мире..
?PIENSAS YA EL AMOR?
Гурт «Щастя» співає нещасним голосом свого лідера Дмитра Остроушка невеселих пісень. Подекуди навіть злих,..
АРТ-КЛУБ "44"
Афіша, Женя ГорожанкинаКонцерт группы "Щастя" похож на футбол. Из игры в игру - одни и те же участники..
Трохи щастя за 1500 доларів
Вперше за історію українського шоу-бізу на небосхилі з’явився якісний альбом колективу, який грає..
Группа "Щастя" выпустит альбом на Северном полюсе?
Группа «Щастя» давно и по праву признана одной из самых ярких команд среднего поколения наших рокеров,..
Соліст групи "Щастя" з офіційним візитом відвідав Чернівецьке представництво групи "БТ"
Максимально достоверный памфлет о пребывании на буковинской земле славноголегiня Дм.Остроушка.А пребывание..


Добавить комментарий!